"Современные тенденции российского образования"

Полезная статья.  Автор: Гайдамак Елена Сергеевна, доцент кафедры информатики и методики обучения информатики ОмГПУ

 Современное информационное общество приближается к новому «эволюционному витку», которое принято обозначать термином Smart Society – Smart-общество. «Smart – это свойство объекта, характеризующее интеграцию в данном объекте двух или более элементов, ранее не соединяемых, которая осуществляется с использованием Интернет. «Smart – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми новых технологий (то есть Smart-технологий) позволяет повысить качество жизни». Становление Smart-общества проявляется всё больше как глобальная тенденция. Эта политика стала эталоном для США, Кореи, Европы, Японии и многих других стран. В Smart-обществе рост доступности и открытости информационных ресурсов и средств коммуникаций наряду с развитием Интернет-технологий радикально изменяет все элементы общественной жизни: экономику, социальную политику, образование, трудовые отношения. Мир стремительно меняется. Школьникам, которые сейчас учатся, предстоит работать в условиях нового общества по профессиям, которых еще нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать проблемы, о которых мы не подозреваем.

    Школьное образование - определяющий и самый длительный этап в жизни каждого человека, который обеспечивает как индивидуальный успех личности, так и долгосрочное развитие всей страны. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает «шока настоящего», образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений. 

     На преодоление описанных выше и многих других сложностей на пути развития образования в ситуации «шока настоящего», в том числе и риска «догоняющей модернизации», нацелены основные нормативные документы - президентская инициатива «Наша новая школа», федеральные государственные образовательные стандарты, в которых заложено понимание образования как системы, образующей личность, передающей новым поколениям ценности нации, формирующей образ жизни народа и обеспечивающей мотивацию личности к познанию и инновациям. На данном этапе выделяют четыре ведущие и кардинальные цели современного российского образования: 

1. Личность, её развитие, социализация, индивидуализация, становление качеств и новообразований личности.

2.  Актуальный и перспективный социум (связи и отношения между людьми или социальными группами в современном и ещё более – в отдалённом социуме).

3. Создание условий и ресурса для продвинутой «экономики знаний» (эффективность вложений, высокая производительность труда, отдача «человеческого капитала»).

4.  Культуросбережение и культуросозидание (формирование надличностной культуры среды и воспитание в ней «человека культуры»).

     Под влиянием описанных процессов меняется наши представления о том, как должна выглядеть и работать массовая школа. Наиболее радикальными среди этих изменений называют следующие.

  • Ориентация на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования.
  • Реализация нового поколения стандартов образования, которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства. ФГОС основаны на овладении учащимися универсальными мыслительными действиями, позволяющими искать и находить решение самых разных задач, в том числе задач в широком круге неопределенных непредсказуемых ситуаций. Тот ученик, который овладевает универсальными мыслительными действиями, владеет ключом к достижению успеха в условиях нарастающих технологических, информационных и социальных изменений. 
  • Повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально-экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха.

Доминантой развития школы и условием реализации всех заявленных целей Российского образования в современных условиях является информатизация. На данном этапе происходит осмысление перехода от «компьютеризации школы», которая решала задачу обеспечения компьютерной грамотности населения страны, к идее внедрения ИКТ в учебный процесс для повышения его результативности. Развитие современного этапа информатизации связано с ориентацией на практическое решение фундаментальной задачи индивидуализации учебного процесса, а нарастающий темп развития новых информационных технологий открывает невиданные ранее перспективы для успешной трансформации образовательного процесса.

 Шесть компьютерных технологий будут определять лицо образования в ближайшем будущем (по данным отчета Международного консорциума New Media Consortium.

 

Мобильные технологии (Mobile Computing). В последнее время наблюдается развитие и рост мобильных технологий и устройств - смартфонов, коммуникаторов, нетбуков, ноутбуков и т.д. Все более доступными становятся не только сами эти устройства, но и возможность их подключения к информационным сетям. Развивается программное обеспечение и Интернет-сервисы для организации персональной информации (Evernote, Nozbe, Wesabe, Triplt), средства совместного доступа к информационным ресурсам (Dropbox, CalenGoo). Все большее число учителей экспериментируют с возможностями сотрудничества и общения, обучения, которые появились благодаря распространению мобильных устройств.

Открытый контент (Open content). Меняется отношение многих учебных заведений к своему собственному образовательному контенту. Все больше школ и университетов выкладывают свои ресурсы в открытый доступ, действуя согласно убежднения «Сделать доступным, чтобы доказать свою необходимость и эффективнойсть». Инициатива Массачусетского технологического института (http://openlearn.open.ac.uk), выставившего сотни своих курсов в открытый доступ, оказалась востребованной – и многие другие университеты пошли по этому пути. В значительной степени этому способствует и распространение социальных Интернет-сервисов.

Электронные книги (Electronic Books). Сегодня технология электронных книг получила новый импульс с развитием портативных носителей электронных текстов. Современная электронная книга – это устройство, которое можно подключать к Интернету, и на котором можно хранить несколько тысяч текстов. Художественная литература и научные издания становятся более доступными и компактными. Неоспоримы преимущества использования электронных книг в образовании.

Дополненная реальность (Augmented reality). Это технологическое направление предполагает создание комбинаций виртуальных и реальных объектов, усиливающих и создающих новое информационное измерение нашего восприятия реальности. С точки зрения образования основным достоинством технологий дополненной реальность является переход к модели «обучения, построенного на открытии» (discovery based learning), которая содержит большой потенциал по преподаванию предметов школьного цикла.

Сенсорные интерфейсы (Gesture based computing). Успех Apple iPhone и Nintendo Wii показал значительный интерес пользователей к интерфейсам, основанным на естественных человеческих жестах – нажатии на область экрана, проведением пальцем по объекту, перемещении устройства в пространстве и т.д. Идея использования естественных человеческих движений для ввода информации ведет к появлению целого класса альтернативных устройств. Очень вероятно, что появление интерфейсов нового типа приведет к разработке новых образовательных моделей взаимодействия человека с компьютером. В школах уже начали появляться сенсорные дисплеи Microsoft Surface, позволяющие одновременное взаимодействие многих пользователей [].

Визуализация данных (Visual data analysis). Различные способы обнаружения и исследования закономерностей в больших объемах данных с помощью визуальной интерпретации в настоящее время используется не только в научном анализе сложных процессов. Визуальный анализ становится доступным любому желающему как инструмент для интерпретации и отображения данных еще и в связи с распространением специальных Интернет-сервисов (например, Gap minder, Many Eyes, Wordle, Flowing data).

     Для того, чтобы образование выполняло свои важнейшие социальные функции в условиях нарождающегося Smart-общества: трансляцию достижений культуры, подготовку подрастающего поколения к жизни в современном обществе, осуществляя, тем самым, социальное наследование и реализуя заложенный в человеке потенциал, необходимо развитие образования как открытой системы на основе широкого применения ИКТ. Только в этом случае образование способно опережать настоящее, прокладывая путь, готовя почву и человеческие ресурсы будущего, не прерывая, а развивая культурные традиции.

 

Тем, кого волнуют вопросы современного образования, предлагаю познакомиться с финской системой организации учебного процесса, которая признана самой эффективной в мире. 

 

Традиционная модель образования фактически не работает. В этой связи, многие педагоги обращают внимание на так называемое смешанное обучение (blended learning). В отечественной практике смешанного обучения выделяют несколько моделей. Группа «Ротация»: модели «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа». Группа «Личный выбор»: модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа». Предлагаю познакомиться с работами,  посвященными модели "Перевернутый класс". 

 

 По этой ссылке вы попадете на страницу сайта Фестиваля педагогического мастерства  "Дистанционная волна", где найдете записи вебинаров, презентации и статьи не только по перевернутому обучению, но и по другим, интересующим темам