Звук кларнета – это «чудное инструментальное сопрано, звонкое и выразительное; то горделиво-страстное, драматическое, то таинственно-нежное. Его низкий регистр производит странно очаровывающее впечатление чего-то зловещего, внушенного таинственными силами природы»

                                                                                                                                           Гектор Берлиоз

clarinetto (итал.),  clarinetti (франц.),  Klarinette (нем.), clarinet (англ.)

                       Язычковый деревянный духовой инструмент с одинарной тростью. 

  

Самый низкий звук, доступный кларнету — по написанию e (ми малой октавы), звучащий в зависимости от строя на тон или полтора тона ниже написанного. Верхняя граница диапазона кларнета, как и у других духовых инструментов, не может быть определена точно. В большинстве школ игры на инструменте самым высоким звуком считается по написанию c4 (до четвёртой октавы), однако современные виртуозные исполнители способны извлекать и более высокие звуки, а в оркестровых партитурах, наоборот, партия кларнета редко переходит за пределы середины третьей октавы. Тембр кларнета богат обертонами, придающими его звучанию блеск. Диапазон кларнета делят на три регистра: низкий (регистр шалюмо), средний (регистр кларино) и высокий. Регистры кларнета более, чем у других деревянных духовых, отличаются друг от друга по своему характеру.

Нижний регистр имеет мрачный характер, в forte -  звенящий, металлический оттенок.

Средний регистр звучит светло и прозрачно и допускает градации силы звучания от едва слышного pianissimo до мощного fortissimo. В этом регистре написано большинство оркестровых соло кларнета. Между регистрами шалюмо и кларино находится несколько звуков, звучащих тускло. Иногда их выделяют в отдельный регистр, называемый «горловым» (throat register).

Высокий регистр звучит резковато и несколько крикливо, большинство звуков возможно исполнить только forte. В этом регистре используются разнообразные варианты аппликатур, а для достижения верной интонации требуется также сильное напряжение губ и большой расход воздуха.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость ― звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов). Полностью собранный сопрановый кларнет in В в длину составляет около 66 сантиметров.

 

 

Современный кларнет является достаточно сложным механизмом. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

 

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус). Материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели делают из пластика и твердой резины. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов.

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой цилиндр, закрытый с одной стороны, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

1. нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала — флейты и гобоя;

2. в формировании звука участвуют почти исключительно нечётные гармонические призвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;

3. при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

 

 

Кларнет — виртуозный и технически подвижный инструмент. В технике легато он превосходит все деревянные духовые инструменты. На нём без передувания возможно исполнение пассажей в диапазоне дуодецимы, а также диатонические и хроматические гаммы, скачки́ на большие интервалы

 

 Кларнет пригоден и для экспрессивных мелодий широкого дыхания благодаря малому расходу воздуха. Инструмент способен дать огромную градацию звука от пианиссимо до фортиссимо. 

Слабым местом техники игры на кларнете некоторое время назад традиционно считалось стаккато, поскольку двойной и тройной удары языка на нём не применяются. Из-за достаточно плотной трости многократное применение обыкновенного одинарного стаккато утомительно, что особенно проявляется в крайних регистрах. 

 

Кларнет был изобретён в 1690 году, нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707) работавшим над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо. Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание нового инструмента напоминало тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся «кларино» (от лат. clarus — ясный). Труба дала название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto буквально означает «маленькая clarino». В течение XVIII века нал улучшением конструкции кларнета работали сын Деннера Якоб (1681—1735), австрийский мастер Паур, бельгийский мастер Роттенбург, англичанин Джон Хэйл, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом симфонического оркестра. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Иван Мюллер изменил конструкцию мундштука, что значительно повлияло на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

 

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет». Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса и Эжена Альбера. Помимо систем Бёма, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, система Элера, «кларнеты Альбера», «кларнеты Марки». Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили. Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними. Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.

Кларнет in B звучит на один тон ниже написанного и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с бемолями при ключе. Кларнет in A  звучит на полтора тона ниже написанных нот и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с диезами при ключе.

В симфоническом оркестре применяется несколько разновидностей кларнета: кларнет-пикколо и бас-кларнет.

Малый кларнет clarinetto piccolo - имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньше по размеру. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый (особенно в верхнем регистре). Малый кларнет является транспонирующим и применяется в строях in Es (звучит на малую терцию выше написанного) и in D (звучит на большую секунду выше написанного).

Бас-кларнет clarinetto basso. Попытки создать родственный кларнету инструмент басового регистра предпринимались с середины XVIII века. Современный вид бас-кларнет приобрёл в конце 1830-х годов усилиями Адольфа Сакса, который также усовершенствовал систему клапанов, улучшил интонирование и расширил диапазон, создав, таким образом, полноценный инструмент классической музыки. В 1836 бас-кларнет был впервые введён в оркестр (Джакомо Мейербер в опере «Гугеноты», пятое действие). Бас-кларнет нотируется в строе in B (в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания,  в басовом ключе на один тон выше).

 

 

Домашнее задание:

1. Сыграйте партии кларнета в строе in B

2. Сыграйте партии кларнета в строе in A

3. Сыграйте партию басового кларнета