«Тембр старчески насмешливый в мажоре

и болезненно печальный в миноре»

                                                                                                                                          Н.А.Римский-Корсаков


     fagotto (итал.- узел, пучок), bassoon (франц., англ.), Fagott (нем.)

 

Диапазон фагота составляет примерно три с половиной октавы – от B1 до f2. Партия пишется в басовом ключе, теноровом, изредка в скрипичном в соответствии с действительным звучанием.


          Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Каждый регистр фагота имеет своеобразный тембр – от хриплых утробных звуков в нижнем регистре до нежной экспрессии верхних. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента. Примерно от звука B1 до звука c малой октавы фагот издаёт резкие, густые звуки, несколько трескучие, возможные лишь на мецце форте или форте. Со звука c малой октавы до а1 у фагота мягкие полные звуки органного характера, но более певучего оттенка. Чем выше, тем в большей мере проявляется носовая окраска тембра. Звуки выше а1 звуки становятся напряженными, сдавленными, трудно исполнимыми в пиано. 

           Фагот может звучать и загадочно-меланхолично (Andante из Концерта ми минор для фагота с оркестром Вивальди), ворчливо (Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», партия дедушки) и саркастически насмешливо.

          Появление фагота относится к первой половине XVI века. Его изобретение в течение многих лет приписывалось канонику из Феррары по имени Афранио дель Альбонези. В XX веке, однако, было установлено, что инструмент Афранио представлял собой подобие волынки с металлическими язычками и ничего общего с фаготом не имел. 

 

  Непосредственным предшественником фагота был старинный    духовой инструмент под названием «бомбарда».

 

       В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (итал. dolce ― нежный, сладкий). Имя подлинного изобретателя фагота остаётся неизвестным. На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана, в XVIII веке — 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.

          Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер (написавшим также учебник игры на фаготе), в 1831 г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основавший в Байбрихе производство деревянных духовых инструментов. В 1843 г. Альменредер представил сконструированный им 18-клапанный фагот, способный играть хроматические гаммы в пределах четырёх с половиной октав.  Позже совершенствованием фагота занимались родственники Геккеля, в результате чего в 1870-х годах фагот принял привычный вид. 

          Техника исполнения на фаготе напоминает игру на гобое, однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его больших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки на октаву и более; смена регистров практически незаметна. Очень быстрые, технически сложные пассажи на фаготе играть трудно. Но все же фагот достаточно подвижен. Для фагота более всего свойственно чередование мелодических фраз среднего дыхания, гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

          Новейшие приемы игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― это двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо, циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло. Все это можно услышать в Sequenza XII Лучано Берио.

          В современной оркестровой практике сохранилась только одна разновидность фагота   - контрафагот. Контрафагот - это инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его. Сконструирован в 1620 году. Длина трубки контрафагота – 5 метров 93 сантиметра. Обладает очень густым тембром, используется для усиления басового голоса.

          Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок, а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

39 концертов Антонио Вивальди ― важная часть репертуара для фагота. Их сольные партии предвосхищают приёмы, которые войдут в употребление через несколько десятилетий ― быстрые переходы и скачки из регистра в регистр, виртуозные пассажи, длинные кантиленные эпизоды.

Концерт B-dur для фагота с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта (1774 год) -  одно из наиболее часто играемых произведений. М. Глинка в «Патетическом трио» для кларнета, фагота и фортепиано (1832) трактует фагот как мелодически выразительный инструмент. Обоим духовым инструментам композитор поручает сольные эпизоды, наполненные взволнованностью и патетикой чувств. Именно в этом сочинении Глинка впервые использует вибрато на фаготе.

Эдвард Элгар «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909)

Пьер Булез «Диалог двух теней» транскрипция для фагота и электроники (1985—1995)

Софья Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных (1975)

Эдисон Денисов 5 этюдов; Соната для фагота соло.

 

Домашнее задание:

1. Сыграйте партии фагота из оркестровых и оперных произведений

2. Эту тему  фагот исполняет в  унисон с другим деревянным духовым инструментом. Каким? Звучность густая, немного звенящая.