«Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре»

                                                                                                              Н.А. Римский-Корсаков

 

                      flauto (итал.), flute (франц., англ.),  Flote (нем.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Джиованни Джироламо Савольдо

        "Юноша с флейтой" (1525 год)

 

Флейта -  один из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. Диапазон ее -- от до первой и до до четвертой октавы.

Нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

 

 

 

Современная флейта представляет собой цилиндрическую трубку длиной 70 см, диаметром 1,5 - 2 см. Вдоль стенки 16 отверстий, снабженных клапанно-рычажковым механизмом. Состоит из трех частей: головки с амбушюрным отверстием для вдувания воздуха, среднего колена с голосовыми отверстиями, снабженными  клапанно-рычажковым механизмом, управляемым пальцами левой руки и нижнего колена с 2-3 отверстиями, снабженными  клапанно-рычажковым механизмом, управляемым пальцами правой руки. 

На флейте звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань амбушюрного отверстия, вместо использования язычка, как у остальных деревянных духовых  инструментов. к  От регулировки струи и правильного положения губ музыканта по отношению к амбушюрному отверстию инструмента зависит чистота и качество звука. Владение регулировкой струи требует от флейтиста сильного развития амбушюра.

Исключительное значение для атаки звука и владения штрихами имеет язык играющего. Различают два вида удара: простой и двойной удар, производимый двойным движением языка.

По степени подвижности флейта превосходит скрипку и фортепиано. Мелизматические фигуры, гаммы, арпеджио и пассажи, исполняемые в быстрейших темпах, звучат на флейте легко, воздушно, с бисерной четкостью.

Доступны и нетрудны скачки на широкие интервалы в пределах двух и более октав:

Возможно и исполнение кантилен. Однако,  свободно льющиеся мелодии лишены экспрессивности и страстности, как на гобое или скрипке:

К специфическим эффектам игры относятся tremolo и frullato.

.Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции. Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. Практически у всех народов земного шара были инструменты типа флейты.  Древнегреческая Сири́нга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Многоствольная флейта Пана состоит из нескольких  трубок различной длины. Изобретение этой флейты  приписывалось божеству лесов и полей Пану. Ди — старинная китайская поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями.  Ствол ди изготавливается из бамбука. тростника,  других пород дерева и даже из камня, чаще  нефрита. Ирландская поперечная флейта. Тростниковая продольная флейта Андского региона Латинской Америки - ке́на.

 

На территории России бытовали различного вида свирели,  пыжатки   (деревянные трубочки диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка «пыж» с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»). Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий.

 

В Европе в XV—XVII веках  были широко распространены флейты продольные и поперечные

 

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер. Они добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта к концу XVIII века вытеснила продольную флейту и  заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

 

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества:

1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения;

2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей с помощью 9 пальцев закрывать 15-17 отверстий или даже больше в зависимости от так называемых опций и системы инструмента (немецкой, являющейся оригинальной системой Бёма, или французской, являющейся гибридом системы Бёма и старофранцузской);

3) использовал цилиндрический канал сечения ствола с конически-параболической головкой вместо имевшего место вплоть до 1847 г. обратноконического, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах;

4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Ранее  использовались деревянные флейты, а также из стекла и слоновой кости. В результате многочисленных экспериментов с разными материалами Бём пришёл к заключению, что наиболее чистому звучанию способствует серебро, поэтому в наши дни оно входит в состав как сплавов для более дешёвых ученических моделей, так и является добавкой к золоту и платине в наиболее дорогостоящих профессиональных моделях. Но наибольшая заслуга Бёма заключается в том, что благодаря гениальному клапанному механизму стало возможным исполнение на флейте хроматической гаммы и произведений во всех без исключения тональностях.

 

 

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (ее тембр разнообразен, но несколько холодноват), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую флейту в строе Соль (ее тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).

Фле́йта-пи́кколо (итал. flauto piccolo, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5. Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже. 

 

 

Альтовая флейта (итал. flauto contraltoпо строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.

Применяется чаще всего in G, реже in F - звучит на чистую кварту или квинту ниже написанных нот. Диапазон ― от соль малой октавы до ре третьей октавы. Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее меццо-форте. Средний регистр ― гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний ― резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на пиано.

 

Альтовая флейта применяется, как правило, в оркестре, для получения специфических низких звуков особого тембра, но во второй половине XX века также начала использоваться как ансамблевый и сольный инструмент.

 

Домашнее задание:

1. Сыграйте партии флейт. Вспомните, в каких произведениях звучит эта музыка?

2. Сыграйте партию альтовой флейты

3. Сыграйте на фортепиано партии 3х флейт