Интересно, но факт...

Ученый- физик Альберт Эйнштейн, ломая голову над сложнейшими вопросами, обычно играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!» 


                               Структура симфонического оркестра

       

         Оркестром в Древней Греции называли место, предназначенное для хора (греч. орхеомай – танцую). В настоящее время оркестром называется определенный состав музыкальных инструментов, образующих органичное целое на основе глубокой внутренней взаимосвязи тембров друг с другом. Музыкальная практика выработала различные типы оркестров. Каждый имеет определенный состав инструментов и разное их количество. Основные типы: оперно-симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джаз- оркестр.

          Симфонический оркестр в свою очередь имеет разновидности. Камерный оркестр (10 – 12 человек) создается для исполнения старинной музыки тем составом, для которого она была написана (Бранденбургские концерты Баха, Concerto grosso Вивальди, Корелли, Генделя). Ядро камерного оркестра составляет струнная группа с добавлением клавесина, флейты, гобоя, фагота и валторн. Обращение к камерному оркестру в современной музыке связано либо с поисками новых выразительных возможностей (Шостакович. Опера «Нос», 14 симфония, А.Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок и камерного оркестра 1977 год), либо объясняется практическими соображениями. Подобные обстоятельства оказались решающими при создании И.Стравинским «Истории солдата» в 1918 году: «…наша постановочные средства были весьма скудны… я не видел другого выхода, кроме как остановиться на таком составе, который бы включал наиболее характерные инструменты высокого и низкого регистров. Из струнных – скрипка и контрабас, из деревянных – кларнет и фагот, из медных – труба и тромбон и, наконец, ударные, с которыми управляется один музыкант».

       Струнный оркестр состоит из смычковой группы оркестра  (Чайковский. Серенада для          струнного  оркестра, Оннегер. Вторая симфония).

          К концу XVIII века, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта и появились первые симфонии Бетховена, сложился малый (классический) оркестр. Его состав:

струнная группа            деревянные духовые                  медные духовые                             ударные

    скрипки   I                           флейты 2                                валторны 2 – 4                          литавры 2 – 3

    скрипки II                            гобои 2                                     трубы 2

    альты                                  кларнеты 2

    виолончели                        фаготы 2

    контрабасы
















          Й. Гайдн. Симфония "Часы", часть II

          Во второй половине XIX века закрепился большой симфонический оркестр. Главный отличительный признак большого оркестра от малого – присутствие трёх тромбонов и тубы (квартет «тяжёлой меди»). Для создания динамического равновесия количество исполнителей в струнной группе увеличивается.

                                      малый оркестр                                большой оркестр

скрипки   I                           4 пульта                                      8 – 10 пультов            

скрипки II                            3 пульта                                      7 – 9 пультов

альты                                    2 пульта                                      6 пультов

виолончели                          2 пульта                                      5 пультов

контрабасы                          1 пульт                                        4 – 5 пультов

          В зависимости от количества деревянных духовых инструментов различают несколько составов большого симфонического оркестра.

Парный или двойной состав, в котором по 2 инструмента каждого семейства 

                      Шуберт. Симфония h-moll.

                      Глинка. Вальс-фантазия.

                     Чайковский. Симфония №1.

Тройной состав, в котором по 3 инструмента каждого семейства:

                     Лядов. Баба – яга.

                     Римский-Корсаков. Оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».

Четверной состав: 4 флейты, 4 гобоя, 4 кларнета, 4 фагота.

Как исключение встречается одинарный состав:

                     Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

                     Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери».

Возможен промежуточный состав:

                     Римский-Корсаков. «Шехеразада».

                    Шостакович. Симфонии 7, 8, 10.

                    Чайковский. Симфония №5. Увертюры «Франческа да Римини», Ромео и Джульетта».

Организация симфонического оркестра заключается в объединении родственных инструментов в группы. Их пять:

Струнные смычковые инструменты - archi

Деревянные духовые инструменты –  fiati (legno)

Медные духовые инструменты -       ottoni

Ударные инструменты -                       percussi

Клавишно-щипковые инструменты.

 

 

Домашнее задание:

1. Определите состав оркестра по данной полной партитурной строке:

2. Найдите и запишите в тетрадь информацию о составе оркестра, использованного в в следующих произведениях: Римский-Корсаков "Шехеразада", Глинка "Арагонская хота", Чайковский "Франческа да Римини"

3. Найдите информацию о составе оркестра в опере Монтеверди "Орфей"