Приемы имитационной полифонии

        Имитация (лат. imitation – подражание) – повторение голосом мелодии, перед этим исполненной другим голосом.  Имитация – важный принцип организации полифонической музыки, так как благодаря общности, голоса прочно связываются в целое.

    Голос, первым излагающий мелодию, называется пропостой (итал.proposta – предложение). Подражающий голос называется риспостой (итал.risposta –ответ, возражение).

     Имитации характеризуются интервалом вступления имитирующего голоса, расстоянием вступления, количеством пропост и риспост, а также степенью точности подражания,   способом имитирования.

      Интервал вступления риспосты может быть любой, однако в XVI веке в связи с утверждением мажора и минора с их тонико-доминантовыми отношениями распространились кварто-квинтовые имитации. Усложнение гармонии в XX веке повлекло широкое применение имитаций в диссонирующие интервалы.

      Расстояние вступления указывает насколько позже вступает имитирующий голос. В строгом стиле были обычны имитации с небольшим расстоянием вступления. С XVII века утвердились имитации с большим расстоянием вступления.

  Имитация, в которой сохраняется ритм и ступеневая величина интервалов, называется строгой.     Свободная имитация содержит интервальные и ритмические изменения.

Имитация с преобразованием усложняется использованием какого-либо способа преобразования мелодии в риспосте. Имитация, в которой совмещаются разные способы преобразования, называется комбинированной.  Пример ракоходной имитации

     Имитация – способ изложения, не является формой произведения. Применима в любой части как полифонического так и неполифонического произведения. Она может быть формой изложения темы или   тематического ядра, главным средством мотивной работы в разработках и средних частях различных форм, обновляет звучание тем в репризе.

   

    Канон  (лат. canon – правило) – полифонический прием, основанный на длительном воспроизведении риспостой начального голоса. Второе значение – полифоническая форма (композиция), основанная на технике канонической имитации. Выразительные возможности канона кроются в максимальном единстве голосов, концентрированном воплощении образа.

          Каноны, также как имитации, характеризуются интервалом вступления имитирующего голоса, расстоянием вступления, количеством пропост и риспост, степенью точности и характером имитирования, а также по признаку конечности или повторяемости.

          Двухголосный канон технически не сложен. 

                     

                  Методика сочинения канона:

                      1. сочинить отдел А в пропосте;

                      2. переписать его в риспосту;

                        3.  сочинить отдел В в пропосте;

                       4.  переписать его в риспосту;

                     5.  сочинить отдел С в пропосте;

                          6.   переписать его в риспосту;                                        7. написать каденцию.                                     

                                                                                              

Трех- и четырехголосные каноны технически более сложны, так как требуют применения сложного контрапункта. В канонах симметричных (Iразряд) голоса вступают через равные промежутки времени, поэтому возникает вертикально-подвижной контрапункт.

В канонах несимметричных (II разряд) голоса вступают через разные промежутки времени, возникает горизонтальный или вдвойне-подвижной контрапункт

       Двойной канон – это два канона, звучащих одновременно. Если каждая пропоста имеет одну риспосту, то всего будут 4 голоса, если по две риспосты, то 6 голосов. Порядок вступления голосов осуществляется по любой из следующих схем:

Выдающиеся образцы двойных канонов: Шостакович. Фуга e-moll. Шостакович. Симфония №5, часть 1. Шостакович. Симфония №8, часть 1.

  Канон с преобразованием характеризуется применением обращения, ракохода, увеличения или уменьшения, а также комбинированием этих способов.

Применение канона известно с времен Парижской школы (XII век). Техника канона расцветает в XV- XVI  веках у нидерландских контрапунктистов. В свободном стиле канон используется в самостоятельных пьесах, в вариациях, может быть формой оперной сцены, формой изложения темы в сонатной форме, средством развития в серединах и разработках.


      Бесконечный канон – канон, который возвращается к своему началу и может быть повторен без перерыва в имитировании. Бесконечные каноны  I разряда в приму пишутся в простом контрапункте. Бесконечный канон в октаву пишется при Iv= - 14, в нону при Iv= - 16, в дециму при Iv= - 18.

Iv= - 2m

          В бесконечных канонах   II разряда расстояние вступления между последней риспостой и повторением пропосты практически не ограничено и может быть очень продолжительным.

        Постоянное возвращение к началу делает эту форму пригодной для песен шуточного характера. Народный обычай петь каноны был распространен в Англии, Франции, Нидерландах. Есть примеры использования бесконечного канона в оперных ансамблях (Бетховен. «Фиделио» №3; Глинка. «Руслан и Людмила», квартет «Какое чудное мгновенье»), вариациях (Шуман «Симфонические этюды», вар.4), инструментальных пьесах. Некоторой статичностью бесконечного канона объясняется то, что он почти не применяется в фуге.


    Каноническая секвенция – разновидность бесконечного канона, который возвращается к своему началу, но на другой высоте и повторяется без перерыва в имитировании. Каноническая секвенция I разряда пишется в вертикально-подвижном контрапункте

Iv= - m n 

При нечетном показателе шаг секвенции равен секунде или кварте. При четном показателе шаг секвенции  - терция или квинта. Применяется каноническая секвенция в неустойчивых построениях: интермедиях, разработках, серединах, связках. 

Выполните задания

1. Определите полифонический прием

а)

б)

в)

г)

2. На писать имитацию в верхнюю квинту с расстоянием вступления 2 такта на данную тему