«Полифония – это метод существования, ибо жизнь наша, современное бытие стали полифоничными» 

                                                                                                  Р.Щедрин


  Полифония Барокко (Свободный стиль)


       В широком смысле свободным стилем называется полифоническое искусство с XVII века до настоящего времени. Музыка становится искусством самостоятельным, существующим не как атрибут богослужения или сопровождения танцев. Появляются произведения, предназначенные только для слушания. Это приводит к расцвету инструментальной музыки и развитию гармонии как основного средства формообразования. Средствами полифонии раскрывается внутренний мир человека наедине с самим собой, в общении с природой. Мысли и чувства наполняются ощущением безграничности   действительности.

 

 Важнейшие черты полифонии свободного стиля:

·   Инструментализм – важнейшее качество которое сказалось на мелодике, ритмике, фактуре, формах.

·       Ладовая основа – мажор и минор. 

·     Мелодика свободного стиля имеет инструментальную природу: диапазон практически не ограничен, применяются любые интервальные последования; возможно движение по звукам аккорда, фигурации. Мелодия  свободного стиля – это мелодия на гармонической основе. 

·  Интонационные источники свободной мелодики разнообразны: григорианский хорал, протестантский   хорал, народные песни и танцы, оперные увертюры, арии, речитативы.

Сравнение мелодики строгого и свободного стиля

                    Строгий                                               

Свободный 

нейтральный тематизм (запоминается трудно)

яркий тематизм

 

вокальная мелодика                     

инструментальная мелодика

эпический жанр                            

разнообразие жанров

функциональная неопределённость тонов     (ясность только в кадансах)                                       

тонально-гармоническая и функциональная определённость

     

     Свободное письмо отличается богатством и непохожестью авторских манер. Самые значительные представители полифонии Барокко:  Ян  Питерсзон  Свелинк     (1562-1621), Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643), Дитрих   Букстехуде (1637 – 1707),   Арканджело   Корелли (1653 – 1713),   Генрих   Шютц   (1585 – 1672),   Клаудио Монтеверди   (1567-1643),                           Генри Перселл (1659-1695), Иоганн Фробергер (1616-1667). Вершиной полифонии Барокко является творчество Георга Фридриха Генделя (1685-1759) и Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).

          

Жанры полифонии свободного стиля

Ричеркар (итал. — искать, разыскивать) - это полифоническая пьеса имитационного склада,  с парным порядком вступления голосов в основной и доминантовой тональности. Используются сложные способы преобразования полифонической темы; формы строится на основе сплошных имитаций без интермедий. В 18 веке поглощается фугой и как самостоятельная форма практически выходит из употребления. После Баха к ричеркару обращаются композиторы неоклассицистского направления Дж. Малипьеро (1926), Б. Мартину (1938), А. Казеллы (1942), ричеркары I и II из Кантаты И. Ф. Стравинского (1952). Ричеркаром названа финальная часть в соч. А. Пярта "Коллаж на тему BACH" (1964).

Фантазия – жанр инструментальной музыки в котором имитационное изложение и развитие сочеталось со свободными, виртуозными пассажами. 

Канцона  (итал. сanzone — песня)  – пьеса для органа, клавира или ансамбля, состоящая из нескольких фугированных разделов на разные или     родственные темы.

Токката  (итал. – трогать, касаться, играть на инструменте) -  первоначально  вступительная пьеса для органа или клавира, позднее самостоятельный инструментальный жанр, основанный на чередовании аккордовых и фугированных частей. Отличается значительностью содержания, разработочностью, техничностью.

Фуга (итал. fuga — бег, течение) - высшая форма полифонической музыки. Состоит из имитационного экспонирования индивидуализированной темы, её последующих проведений в разных голосах с контрапунктическим и тонально-гармоническим развитием. Самый гибкий и наиболее ёмкий в содержательном отношении тип  имитационной композиции.