«Произведения
эпохи строгого стиля поражают возвышенностью полета, суровым величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью"
Герман Ларош
Полифония Возрождения (Строгий стиль)
Строгий стиль – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века. В это время были найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства
полифонии: контрапункт, имитация, канон. Музыка строгого стиля регламентируется системой строгих правил и норм, связанных прежде всего с вокальной природой этого искусства.
-
Исполнительский состав – хор
a capella с его как бы нематериальной звучностью.
-
Образный строй – возвышенный
и сдержанный; отсутствуют контрасты, яркие нарастания и кульминации; музыка течёт сосредоточенно и плавно.
-
Ладовая основа – система
диатонических семиступенных ладов: I - дорийский, II - гиподорийский, III - фригийский, IV
- гипофригийский, V - лидийский, VI - гиполидийский, VII - миксолидийский, VIII -
гипомиксолидийский. Основные ладовые категории средневековых ладов: финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Соотношение
финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого лада.
-
Мелодика спокойная, плавная,
уравновешенная. Диапазон не должен превышать дуодецимы. Основой мелодии является поступенное движение: ход более, чем на секунду считается скачком. Скачок не должен
превышать квинту (возможен восходящий скачок на малую сексту и чистую октаву). Скачок должен быть уравновешен движением в противоположном направлении. Запрещены хроматизмы, секвенции,
повторы звука, скачки на увеличенные и уменьшённые интервалы, поступенные ходы, обрисовывающие тритон. Примеры мелодий строгого стиля
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
-
Ритмические нормы полифонии строгого стиля:
- метр 2/1 (CC), 3/1, 4/1, 2/2, 3/2, 4/2(С), реже 5/2, 6/2;
- длительности крупные: бревис, целые, половинные, четверти;
- постепенный переход от крупных длительностей к мелким на слабой доле
- дробление сильной доли возможно, если весь такт заполнен равными короткими
длительностями или если сильная доля слигована с предыдущей
- нельзя слиговывать короткие ноты с длинными на сильном времени
- мелодии в разных голосах складываются из фраз разной длины, слоги текста и словесные ударения в разных голосах также не совпадают – всё это вместе с
разновременностью вступлений и каденций сглаживает регулярную метрическую пульсацию, создаёт впечатление метрической свободы и текучести.
-
Созвучия характеризуются стремлением к простоте и
полнозвучию. Консонансы преобладают. Диссонанс обязательно готовится и разрешается в консонанс. Вертикаль трактуется как сумма интервалов. Уступая функциональной гармонии в динамике и
функциональной ясности, строгий стиль выигрывает в выборе созвучий и нестандартности их последования.
1. Пропойте или сыграйте мелодии в ключах До:
а)
2. Определите лад мелодии
а)