Экспозиционная часть фуги

             Экспозиция (лат. еxpositio – показ) – первая часть фуги, состоящая из проведений темы всеми голосами поочередно в основной и доминантовой тональности. Порядок вступления голосов регулируется следующими правилами: первыми вступают смежные голоса, что дает выровненное и собранное звучание, и последнее проведение должно быть в крайнем голосе.

            Послушайте экспозицию фуги До мажор Д.Д.Шостаковича из цикла "24 прелюдии и фуги" (в нотах отмечена красной чертой) Тема фуги создает образ сосредоточенного, глубокого размышления. Четыре голоса вступают в восходящем порядке (бас, тенор, альт, сопрано). Тональности проведений: до мажор - соль мажор - до мажор - соль мажор. Ответ реальный, хотя по правилам классической фуги требуется тональный ответ. Обратите внимание, что все противосложения  удержанные (П1, П2, П3). Каждая пара проведений соединяется интермедией. В экспозиции их две. Вторая  - на грани частей масштабнее, готовит новую тональность.

                Предлагаю сделать схему экспозиции фуги До мажор Д.Д.Шостаковича. Алгоритм следующий: 

1. начертите  линии, которые будут соответствовать количеству голосов фуги

2. буквой "Т" на соответствующей линии обозначаем проведение темы (обращение обозначаем перевернутой буквой "Т")

3. противосложения  (П1, П2, П3 ...) указываем только удержанные

4. внизу подписываем тональности, схемы перестановок голосов

5. интермедии обозначаем  И1, И2, И3....

6.  номера тактов (или цифры партитуры) указываем сверху

               Вот как будет выглядеть схема экспозиции данной фуги:

                 Проведения темы сверх положенного количества, обусловленного количеством голосов, называются дополнительными. Они бывают нужны при краткой теме и для соблюдения пропорций формы. Если дополнительных проведений столько же, сколько и основных, образуется контрэкспозиция.

                   В качестве примера рассмотрим фугу G-dur из I тома ХТК И.С.Баха. Тема по жанру моторная, по характеру энергичная и напористая. Фуга трехголосная, поэтому основных проведений в экспозиции должно быть три. Действительно, тема проводится в каждом голосе, начиная с верхнего, в основной, доминантовой и снова в основной тональности. Обратим внимание, что первое противосложение всегда сопровождает тему - поэтому оно удержанное. Однако, после шеститактовой интермедии, тема снова проводится в каждом голосе (средний, верхний и нижний) в основной, доминантовой и  основной тональности. Важно отметить, что и тема, и противосложение обращены, то есть использован обратимый контрапункт! 

                 Таким образом, в фуге G-dur имеется еще одна экспозиция (в обращении) "против основной" - это и будет контрэкспозиция.  О том, показ завершился, говорит достаточно развернутая интермедия (7 тактов) и переход в параллельный минор.

Викторина 4