Типы тональных соотношений

       Тональность, в которой произведение, как правило, начинается и завершается, является главной. Знаки главной тональности выставляются при ключе. Остальные тональности приобретают значение побочных.  Они неустойчивы, подчинены главной, могут прозвучать мимолетно, кратковременно или, наоборот, приобрести большой удельный вес. Последование тональностей в произведении образует его тональный план, который имеет важное формообразующее и выразительное значение.

        Смена одной тональности другой называется модуляцией (лат modulatio – мерность). При этом может измениться только ладовое наклонение – такая модуляция называется  ладовой. Однако, наиболее распространены тональные или функциональные модуляции, сопровождающиеся сменой тоники. Признаком модуляции является, как правило, модуляционная альтерация. Модуляционной альтерации могут подвергаться любые ступени лада, отстоящие на большую секунду от соседних. При модуляционной альтерации могут изменяться как устойчивые, так и неустойчивые ступени лада. (Чтобы отличить ладовую альтерацию от модуляционной, нужно смотреть на разрешение альтерированного аккорда: при ладовой альтерации он разрешается в тонику исходной тональности, при модуляционной альтерации он разрешается в устойчивый аккорд новой тональности).

           Модуляции бывают следующих видов:

1. отклонение - кратковременная смена тональности с последующим возвращением к первоначальной тональности;

2. модуляция-переход - смена тональности с закреплением новой тоники;

3. сопоставление -  смена тональности на грани частей и разделов.

          Модуляция-переход состоит из нескольких этапов: показ главной тональности, появление общего аккорда, (принадлежащего обеим тональностям, введение модулирующего аккорда, принадлежащего только новой тональности, и закрепление новой тональности.          

          Кроме постепенных   модуляций, применяются внезапные модуляции с помощью энгармонизма аккордов (частичной замены нотации входящих в него звуков). Пример энгармонической модуляции через доминантсептаккорд: Бетховен. Симфония №5, II часть (модуляция из As-dur в C-dur). Пример энгармонической модуляции через увеличенное трезвучие: Глинка. "Песнь Маргариты" (модуляция из B-dur в h-moll при переходе от средней части к репризе).

          Побочные тональности связаны с   главной   родством. Степень родства тональностей зависит от общности их звукового состава: близкий звуковой состав приводит к   совпадению ряда аккордов сравниваемых тональностей. К первой степени родства относятся тональности, тоники которых строятся на ступенях главной тональности – это параллельная, субдоминанта и ее параллельная, доминанта и ее параллельная. А также для мажора – минорная субдоминанта, для минора – мажорная доминанта.

C: a, F, d, G, e, f;    G: e, C, a, D, h, c;

a: C, d, F, e, G, E;   e: G, a, C, h, D, H.

          Гамма, в которой тоновые промежутки заполнены хроматическими звуками, называется хроматической. Правописание хроматической гаммы основано на отклонении в тональности первой степени родства.

Правописание мажорной хроматической гаммы вверх и вниз: 

Правописание минорной хроматической гаммы вверх и вниз:

    Однако, можно встретиться с нарушением сложившихся норм записи хроматической гаммы. В этюде Ф.Шопена нижний голос гаммы записан не по правилам. Такая запись необходима для сохранения движения голосов параллельными терциями:

         Пестрота в знаках альтерации хроматической гаммы из этюда Ф.Листа мешала бы целостному охвату пассажа и затрудняла бы его прочтение. Одинаковые знаки соответствуют направлению движения:

Задание 5.6

1.      Найдите тональности Iстепени родства для E-dur и f-moll

2.    Выпишите общие трезвучия для и d, A и h, Es и As

3. Анализируйте фрагмент по плану: главная тональность, побочная тональность, ее функциональное значение, какой аккорд является посредствующим и модулирующим 

4.   Постройте хроматические гаммы в мажорных тональностях I степени родства для A-dur (укажите, в какие тональности осуществляется отклонение с помощью хроматических звуков). Образец выполнения:

5. Транспонируйте мелодию в тональности степени родства соответствующего наклонения

6. Анализируйте мелодию по плану: определить главную тональность, в какую тональность происходит модуляция, ее функциональное значение, встречаются какие-либо другие тональности, их функциональное значение