Лад.  Тональность.

     Лад – специфически музыкальное средство, не имеющее аналогов в других видах искусств. Лад обобщает интонационный материал той или иной эпохи и превращает его в стройную логическую форму. 

     Лад - понятие, применяемое в различных значениях. В эстетическом смысле лад есть приятная для слуха согласованность между тонами высотной системы (в этом значении термин «лад» совпадает с понятием «гармония»). Приведем различные определения лада в музыкально-теоретическом значении.

И. В. Способин:  лад — «система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия» (Лекции по курсу гармонии);

 Ю. Н. Тюлин: лад — «система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней» (Краткий теоретический курс гармонии);

 Т. С. Бершадская: лад — «звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической дифференциации» (Лекции по гармонии);

Ю.Н.Холопов: лад — звуковысотная система «музыкально-логического соподчинения звуков и созвучий» (Гармония).

          Древнеславянский корень «лад» говорит о слаженности звуков.    Это слово есть  в украинском, чешском, польском языках и имеет комплекс значений, близко родственный греческому слову αρμονία (гармония).  В латинском языке «лад» выражается словами «modus», «modulatio», что означает умеренность, соблюдение меры.

        Среди множества средств воздействия музыки есть такие, которые обладают мощным и психологически элементарным действием, — громкость, равномерная ритмическая пульсация, ускорение темпа, crescendo и sforzando, острота ритма, сонорная тембро-структура. В отличие от них лад – это специфически музыкальное средство, не имеющее аналогов в других видах искусств. Лад обобщает интонационный материал той или иной эпохи и превращает его в стройную логическую форму. Поэтому лад можно рассматривать как интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени, как лаконичную модель мира в представлении своей эпохи. Так, например, средневековые лады - это отражение сознания феодальной эпохи с ее замкнутостью, застылостью, иерархичностью, принципом авторитарности; тональные лады мажор и минор — выражение динамизма музыкального сознания европейского нового времени. Таким образом,  лад отражает наиболее высокие явления духовной жизни общества и его эстетические ценности.

         Все многообразие ладов, возникших за долгую историю человечества в разных уголках мира, современная теория музыки объединяет в два типа: модальные лады и тональные лады.

     Модальные лады – более ранняя форма ладовой организации. Они составляют основу древнегреческой музыки, древних восточных, африканских, европейскимх культур, народной музыки всех стран, грегорианских мелодий, древнерусских роспевов, а также европейской полифонии. Новый импульс к развитию модальное мышление  получило в музыке XX в. Модальные лады опираются на определенные ладовые звукоряды.

       Тональные лады (мажор и минор)— те, которые опираются на тяготение к центральному созвучию.