Симметричные лады

          Симметричными называются лады, звукоряды которых получены делением 12 полутонов октавы на равные части: 12 : 6, 12 : 4, 12 : 3, 12 : 2. 

          При делении октавы на 6 равных частей получается целотонный лад, на 4 части - уменьшенный или малотерцовый, на 3 части  - увеличенный или большетерцовый на 2 части – тритоновый. Ячейки каждого лада можно заполнить различными способами: чем больше ячейка, тем больше вариантов заполнения. Например, уменьшенный лад можно заполнить тон – полутон (это гамма Римского-Корсакова) или полутон – тон. Тритоновый лад имеет около десятка вариантов заполнения.

          Первые образцы симметричных ладов  носят случайный характер (например,  в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха). Использование симметричных ладов  как специфического  выразительного средства началось в 19 веке. К ним обращались Вагнер, Дебюсси, Барток. Для воплощения народно - сказочной фантастики симметричные лады  применяли М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский.

        1. М. И. Глинка. "Руслан и Людмила", гамма Черномора.

        2. Н. А. Римский-Корсаков. "Садко", 2-я картина.

        3. Н. А. Римский-Корсаков. "Золотой петушок", крик петушка (цифра 76, такты 5-10).

        4. Н. A.Римский-Корсаков. "Снегурочка", тема Лешего (цифры 56-58).

        5. А. Н. Черепнин. Этюд для ф-п. ор. 56 No4.

        6. И. P. Стравинский. "Жар-птица" (цифры 22-29).

        7. И. Ф. Стравинский. "Петрушка", тема Петрушки


  Додекафония

          Додекафония (древнегр. dodecaphonia – двенадцатизвучие) - это метод композиции, при котором вся музыкальная ткань выводится из единственного первоисточника – избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы. Данная последовательность называется серией. Поскольку постоянное повторение одной и той же серии может привести к скучному однообразию, то она используется в четырех формах: 

Эти способы варьирования серии были взяты из полифонической практики XIV-XVI веков. Звуки серии могут появляться не только последовательно, составляя мелодию, но и одновременно, складываясь в созвучие. Серию можно повторять от всех 12-ти звуков хроматической гаммы (это называется  транспозицией). Таким образом, серия может иметь 48 звуковых форм. Кроме того, её можно разделить на сегменты (на 2 шестёрки звуков, 3 четвёрки, 4 тройки, на неравные по числу звуков отрезки), их переставлять, каким-либо способом видоизменять. Примеры некоторых серий:

А.Шёнберг. Квинтет для духовых ор.26

А.Веберн. Концерт для девяти инструментов ор.24

А. Берг. Концерт для скрипки с оркестром


  Блюзовый лад

          Блюзовый лад не является самостоятельным ладом.Он  выглядит как минорный лад, но таковым по сути не является.  Это мелодический лад, функционирующий на основе тоники, субдоминанты и доминанты натурального мажора. "Противоречие" между мажорными аккордами и минорным звукорядом, является характерной особенностью звучания блюза. Блюзовые ноты - это  "заниженные" (меньше, чем на  полутон) 3, 5 и 7 ступени мажорного лада. Мелодия как бы соскальзывает с мажорных нот, таким образом музыкально выражая эмоциональное содержание блюза.

          Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта играются на тонической гармонии, по 2 такта — на субдоминанте и тонике и по 2 такта — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.

Задание

Продолжите запоминать знаки в тональностях, а также параллельные и одноименные тональности

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=33&Itemid=233&lang=ru