Тональность. Кварто-квинтовый круг

   Тональность – это высотное положение лада. 12 мажорных и 12 минорных тональностей образуют систему кварто-квинтовый круг. Тональности, расположенные квинтой выше и квинтой ниже связаны между собой общими тетрахордами 

По ссылке вам откроются тренажёры, которые помогут запомнить количество знаков в тональностях и потренироваться в определении параллельных тональностей

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=29&Itemid=229&lang=ru

    В темперированном строе любую диезную тональность можно заменить на энгармонически равную бемольную и наоборот. 

      Минорные тональности, как и мажорные, также располагаются по кругу на расстоянии квинты друг от друга.

   Параллельными называются мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд (одинаковые знаки). Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции: A – fis, Es – c.

      Одноименными называются мажорная и минорная тональности, тоники которых находятся на одной высоте: D – d, B – b.

       Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности, в тонических трезвучиях  которых совпадает терцовый тон. Эти тональности находятся на расстоянии полутона и имеют разницу в четыре знака: C – cis, Des – d.

     По мнению музыкантов, каждая тональность пригодна для передачи определённых образов и эмоций. Так, в эпоху Барокко тональность Ре мажор выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность си минор считалась связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности до минор, фа минор, си-бемоль минор. Для выражения печали, траура использовался до минор. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Ми-бемоль мажор с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, применяемых Бахом для выражения радостного чувства, - Соль мажор. Тональности Ля мажор и Ми мажор - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. Чистейшей тональностью считался До мажор, не имеющий знаков альтерации. Эта тональность избиралась для произведений, посвященных самым чистым и светлым образам. 

       Композиторов разных эпох привлекала идея создать цикл из произведений, написанных во всех 24 тональностях. Первым в этом ряду был Иоганн Себастьян Бах – это два тома «Хорошо темперированного клавира». В каждом томе тональности следуют по полутонам, начиная с до мажора и до минора. После Баха циклы произведений во всех тональностях создают Ф. Шопен ( 24 Прелюдии), К.Дебюсси (24 Прелюдии), А.Скрябин (24 Прелюдии), Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), Р.Щедрин (24 прелюдии и фуги), С.Слонимский (24 прелюдии и фуги), К Караев (24 Прелюдии), П.Хиндемит (Ludustonalis). Порядок следования тональностей у каждого композитора различный: по полутонам, по  кварто-квинтовому кругу. Пауль Хиндемит создает свою систему следования тональностей

          У многих музыкантов тональности вызывают цветовые ассоциации. Связь абсолютной высоты музыкальных звуков и тональностей с определёнными цветами или образами называется цветным слухом. Таким  слухом обладали Скрябин, Римский-Корсаков, Асафьев и другие композиторы. В этой таблице отражены цвето-тональные ассоциации А.Скрябина. Обратите внимание, что порядок цветов диезных тональностей близок радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый!

Задание 2.4

1.  Каким тональностям принадлежат эти тетрахорды (не забывайте, что нижний тетрахорд начинается с I ступени, а верхний - приходит к I ступени?

2.  Каким тональностям принадлежат эти обороты?

3.  Транспонировать мелодии из ХТК Баха в указанные тональности (подпишите "ключевые" ступени в каждой мелодии)

а) f – moll, c - moll

б) d – moll, f - moll

4.    Определить тональность и вид мажора или минора в данных мелодиях

а)

б)

в)