Модальные лады – исторически более ранняя форма ладовых отношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки задолго до появления мажора и минора. Модальное одноголосие обладает характерными свойствами, сильно отличающими эти лады от привычного нам мажора и минора.
Каждый тон модального лада имеет определенную, не повторяемую другими тонами функцию: устой, неустои, побочная опора (неустой, концентрирующий вокруг себя мелодическое движение). Функции тонов раскрываются в процессе звучания напева и зависят от следующих факторов: от их положения в напеве или фразе, от повторяемости и продолжительности, от совпадения с ударными или безударными слогами.
Отсутствие выраженного тяготения к устою можно считать нормой для модальных ладов. Такая децентрализация затрудняет построение звукоряда и определение функционального значения тонов
Звуки, входящие в данный лад, расположенные от самого низкого к самому высокому, образуют звукоряд. Звукоряд может состоять из любого количества звуков, находящихся в любых интервальных соотношениях. Устой располагается внизу звукоряда, в середине, изредка вверху. Избранный звукоряд выдерживается на всем протяжении напева. Звукоряды различаются по следующим признакам:
1. по количеству ступеней (бихорд, трихорд, тетрахорд, тентахорд, гексахорд, семиступенный);
2. по интервалу между крайними тонами;
3.по наличию малых, больших, увеличенных секунд. Звукоряд с малыми секундами называется гемитонным, звукоряд без малых секунд называется ангемитонным, звукоряд с увеличенными секундами называется гемиольным;
4. мажорное или минорное наклонение определяется по неустойчивому звуку, который находится на расстоянии терции от устоя: терция большая – мажорное наклонение, терция малая - минорное наклонение.
В модальных ладах устой легко может смещаться с одного тона на другой. Это свойство называется переменностью. Возможны различные виды переменности. Может измениться и звукоряд, и устой:
Может измениться устой при сохранении звукоряда. Возможна смена звукоряда при сохранении устоя. Например, в русской народной песне «Что не ястреб совыкался» из сборника «Сто русских народных песен» Римского-Корсакова устой ля при двух различных звукорядах:
Постоянное скольжение устоя с тона на тон приводит к образованию переменного или «раскрывающегося» лада (термин Ф.А.Рубцова):
Петь или играть данные мелодии. Определить устой. Построить звукоряд. Описать его.
1. Русская народная песня «Во поле туман затуманился»:
2. Русская народная песня «Ой пала пороша»
3. Русская народная песня «Слава»
4. Русская народная песня «А мы масленицу дожидаем»
5.
Вы можете отправить сообщение прямо с сайта, указав своё имя и адрес электронной почты.