Интервалы  

         Интервал (лат. intervallum – промежуток)  - соотношение двух звуков по высоте. Одновременное соотношение звуков образует гармонический интервал. Последовательное соотношение – мелодический интервал.

       Каждый интервал имеет ступеневую и тоновую величину. Ступеневая величина интервала - это количество ступеней от основания до вершины (названия интервалов образованы латинскими порядковыми числительными). Тоновая величина интервала – определенное количество тонов и полутонов.

             Гармонические интервалы обладают свойством консонантности или диссонантности. Консонансами называются интервалы, звучащие слитно, согласованно, мягко (лат. consono– согласно звучу). К совершенным консонансам относятся прима, октава, кварта, квинта и их составные разновидности. К несовершенным консонансам – терция, секста, децима, терцдецима. К диссонансам (лат. dissono–нестройно звучу) относятся секунды, септимы, ноны, квартдецимы, а также все увеличенные и уменьшенные интервалы.

         Интервалы  в пределах октавы называются  простыми.         Интервалы  шире октавы  называются составными. Составные интервалы образуются добавлением к октаве какого-либо простого интервала:

       

Количество ступеней

Название интервала

Структура интервала

9

нона

чистая октава + секунда

10

децима

чистая октава + терция

11

ундецима

 

чистая октава + кварта

12

дуодецима

 

чистая октава + квинта

13

терцдецима

чистая октава + секста

 

14

квартдецима

чистая октава + септима

15

квинтдецима

 

чистая октава + октава

         

       Обращением интервала называется такой его вид, при котором основание и вершина меняются местами. Простые интервалы обращаются переносом на октаву верхнего звука вниз или нижнего на октаву вверх. 

 

Составные интервалы обращаются одновременным переносом на октаву верхнего звука вниз и нижнего на октаву вверх либо переносом только одного звука на две октавы.

Образуются следующие пары взаимообратимых интервалов:  

                                                                                  1 2 3 4

                                                                                  8 7 6 5.

В результате обращения малые интервалы переходят в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные – в увеличенные, чистые – в чистые.

          

Потренируйся в построении составных интервалов

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=225&lang=ru

          Энгармонически равными называются интервалы, совпадающие по звучанию (имеют одинаковую тоновую величину), однако запись  их   различна.     При    мнимом         энгармонизме совпадает не только тоновая, но и ступеневая величина интервала. Он применяется для замены тональности с большим количеством знаков на тональность с меньшим их количеством.

          Реальный энгармонизм предполагает изменение ступеневой величины интервала. При таком энгармонизме вместе с изменением ступеневой величины происходит переосмысление  функциональной принадлежности интервала и ладовой функции составляющих тонов. Реальный энгармонизм – яркое выразительное средство, связанное обычно с переходом в другую тональность. Осмысление энгармонической замены помогает точному интонированию момента модуляции.

Задание 3.1

1. Определить мелодические интервалы

2.     Определить гармонические интервалы 

3.  Построить от звука   g 1 вверх данные интервалы и обратить их 

     б.2, ув.5, м.3, ум.7, ув.6, б.7, ум.4, б.6, ум.8, ув.ув.4

4.   Определить интервалы и обратить их

5. Построить интервалы вниз от данных звуков и обратить их 

Задание 3.1 (для групп 108, 105)

1. Определить мелодические интервалы (мелодию  можно не переписывать, но обязательно ставить тактовую черту)

2.  Построить интервалы вверх от  звуков 

3. Определить интервалы

4. Образовать уменьшенные интервалы

5. Образовать увеличенные интервалы

Еще один тренажер для освоения обращения интервалов

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25&Itemid=224&lang=ru

 

Задание 3.2

1.  Определить интервалы

2.  Заменить энгармонически равными интервалами любым способом (все интервалы подписывать)

3.  От звука ми первой октавы  построить вверх интервалы и обратить их 

4.   От звука соль второй октавы построить вниз интервалы и обратить их

5.  Определить составные интервалы и обратить их