Законспектировать главу "Аккорды нетерцового строения" из книги Т.Бершадской "Лекции по гармонии"  https://cloud.mail.ru/public/6Vau/vQKqUQeJG


Септаккорды

          Септаккорд можно представить как трезвучие с добавлением еще одного тона -  септимы. Название септаккордам дается по виду трезвучия, лежащего в основании (мажорное, минорное,  увеличенное, уменьшенное) и септиме (большая, малая, уменьшенная). Комбинация различных трезвучий и септим позволяет получить семь септаккордов:

  

малый мажорный

Б. 3/5

м.7

большой мажорный

Б. 3/5

б.7

малый минорный

М. 3/5

м.7

большой минорный

М. 3/5

б. 7

большой увеличенный

Ув.3/5

б. 7

малый уменьшенный

Ум. 3/5

м. 7

дважды уменьшенный

Ум. 3/5

ум. 7

 

         Септаккорды имеют три обращения. Названия даются по интервалам, образующимся  между нижним звуком обращения,  основным тоном и септимой. Обращение, имеющее в нижнем голосе терцовый тон, называется квинтсекстаккордом, имеющее в нижнем голосе квинтовый тон – терцквартаккордом, имеющее в нижнем голосе септиму – секундаккордом.

         Септаккорды, построенные на ступенях мажора и минора, становятся носителями ладовых функций. К главным септаккордам лада относятся доминантсептаккорд, вводный септаккорд и субдоминантсептаккорд.

 

         Доминантсептаккорд –  это малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Яркий носитель доминантовой функции. Разрешается в неполное тоническое  трезвучие с утроенным основным тоном. Неполный доминантсептаккорд  (пропускается  квинта и удваивается прима) разрешается в полное тоническое  трезвучие. 

Обращения доминантсептаккорда

 

ступень

название обращений

строение

разрешение

VII

квинтсекстаккорд

м.3 + м.3 + б.2

тоническое трезвучие с удвоенной примой

II

терцквартаккорд

м.3 + б.2 + б.3

тоническое трезвучие с удвоенной примой

IV

секундаккорд

б.2 + б.3 + м.3

тонический секстаккорд с удвоенной примой

 

          Вводный септаккорд это септаккорд на VII ступени мажора и гармонического  минора. В натуральном мажоре он имеет структуру малого уменьшенного, в гармоническом мажоре и гармоническом миноре – он уменьшенный. Разрешается в тоническое  трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Вводный септаккорд имеет преимущественно доминантовую функцию.

 

Обращения малого вводного септаккорда

 

ступень

название обращений

строение

разрешение

II

квинтсекстаккорд

м.3 + б.3 + б.2

тонический секстаккорд с удвоенной терцией

IV

терцквартаккорд

б.3 + б.2 + м.3

тонический секстаккорд  с удвоенной терцией

VI

секундаккорд

б.2 + м.3 + м.3

тонический квартсекстаккорд с удвоенной примой

 

          Возможно разрешение  в тонику через  доминантсептаккорд – такое разрешение называется внутрифункциональным: 3 звука остаются на месте, септима вводного септаккорда плавно спускается в приму доминантсептаккорда.

 

          Субдоминантсептаккорд строится на II ступени и является ярким представителем субдоминантовой функции. Его обращения строятся соответственно на IV, VI и I ступени. Разрешается непосредственно  в тонику   или внутрифункционально – через доминантсептаккорд: 2 звука остаются на месте,  а квинта и септима плавно спускаются в звуки доминантсептаккорда.

 

          Кроме ладовой функции каждый аккорд обладает определенным характером звучания, которое зависит от количества голосов в аккорде, удвоений некоторых звуков, тесного или широкого расположения звуков аккорда, от консонирующих или диссонирующих интервалов, входящих в данный аккорд. Это свойство называется фонизмом. 

Смотри статью Ю.Н.Холопова из "Музыкальной энциклопедии"

https://yadi.sk/i/qQU9qAHieYRiW

Задание 4.3

1. Построить все известные   септаккорды вверх от звука а1.

2. Определите  мажорные  и минорные тональности, которым принадлежит доминантсептаккорд и его  обращения и разрешите их. Обратите внимание, что один и тот же доминантсептаккорд, а также его обращения можно разрешить в две тональности - мажор и одноименный минор

а)  

б)

3.   Построить от звука e1 вверх и  e2 вниз доминантсептаккорд и его  обращения (все аккорды должны быть от одного звука «ми»), определить тональности и обязательно разрешить в эти тональности.

4.  В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию  и разрешите его. Если аккорд написан на 2х строчках, то запишите все звуки аккорда по порядку, начиная с нижнего (это можно сделать в скрипичном ключе). Тональность известна, поэтому определить аккорд не трудно. Лишний для указанной тональности знак - это альтерация. Она обозначается не ступенью тональности, а тоном аккорда - прима, терция и т.д. (см. начало темы). Разрешать альтерированные тоны мы умеем

а)  G-dur, g-moll 

б) Es-dur (на верхней строчке скрипичный ключ, на нижней - басовый)

Задание 4.4

1. В тональности fis-moll (гармонический вид) постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать  в тонику   двумя способами.

Образец выполнения:

2. В тональности As-dur постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать  в тонику   двумя способами.

3.  В тональности H-dur (гармонический вид) постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать  в тонику   двумя способами.

4. В тональности cis-moll постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать  в тонику   двумя способами.

5. В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию  и разрешите его

а) ключ скрипичный

б)  Des-dur, f-moll  и  cis-moll, fis-moll (на верхней строчке скрипичный ключ, на нижней - басовый)