Законспектировать главу "Аккорды нетерцового строения" из книги Т.Бершадской "Лекции по гармонии" https://cloud.mail.ru/public/6Vau/vQKqUQeJG
Септаккорд можно представить как трезвучие с добавлением еще одного тона - септимы. Название септаккордам дается по виду трезвучия, лежащего в основании (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) и септиме (большая, малая, уменьшенная). Комбинация различных трезвучий и септим позволяет получить семь септаккордов:
малый мажорный |
Б. 3/5 |
м.7 |
большой мажорный |
Б. 3/5 |
б.7 |
малый минорный |
М. 3/5 |
м.7 |
большой минорный |
М. 3/5 |
б. 7 |
большой увеличенный |
Ув.3/5 |
б. 7 |
малый уменьшенный |
Ум. 3/5 |
м. 7 |
дважды уменьшенный |
Ум. 3/5 |
ум. 7 |
Септаккорды имеют три обращения. Названия даются по интервалам, образующимся между нижним звуком обращения, основным тоном и септимой. Обращение, имеющее в нижнем голосе терцовый тон, называется квинтсекстаккордом, имеющее в нижнем голосе квинтовый тон – терцквартаккордом, имеющее в нижнем голосе септиму – секундаккордом.
Септаккорды, построенные на ступенях мажора и минора, становятся носителями ладовых функций. К главным септаккордам лада относятся доминантсептаккорд, вводный септаккорд и субдоминантсептаккорд.
Доминантсептаккорд – это малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Яркий носитель доминантовой функции. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном. Неполный доминантсептаккорд (пропускается квинта и удваивается прима) разрешается в полное тоническое трезвучие.
Обращения доминантсептаккорда
ступень |
название обращений |
строение |
разрешение |
VII |
квинтсекстаккорд |
м.3 + м.3 + б.2 |
тоническое трезвучие с удвоенной примой |
II |
терцквартаккорд |
м.3 + б.2 + б.3 |
тоническое трезвучие с удвоенной примой |
IV |
секундаккорд |
б.2 + б.3 + м.3 |
тонический секстаккорд с удвоенной примой |
Вводный септаккорд – это септаккорд на VII ступени мажора и гармонического минора. В натуральном мажоре он имеет структуру малого уменьшенного, в гармоническом мажоре и гармоническом миноре – он уменьшенный. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Вводный септаккорд имеет преимущественно доминантовую функцию.
Обращения малого вводного септаккорда
ступень |
название обращений |
строение |
разрешение |
II |
квинтсекстаккорд |
м.3 + б.3 + б.2 |
тонический секстаккорд с удвоенной терцией |
IV |
терцквартаккорд |
б.3 + б.2 + м.3 |
тонический секстаккорд с удвоенной терцией |
VI |
секундаккорд |
б.2 + м.3 + м.3 |
тонический квартсекстаккорд с удвоенной примой |
Возможно разрешение в тонику через доминантсептаккорд – такое разрешение называется внутрифункциональным: 3 звука остаются на месте, септима вводного септаккорда плавно спускается в приму доминантсептаккорда.
Субдоминантсептаккорд строится на II ступени и является ярким представителем субдоминантовой функции. Его обращения строятся соответственно на IV, VI и I ступени. Разрешается непосредственно в тонику или внутрифункционально – через доминантсептаккорд: 2 звука остаются на месте, а квинта и септима плавно спускаются в звуки доминантсептаккорда.
Кроме ладовой функции каждый аккорд обладает определенным характером звучания, которое зависит от количества голосов в аккорде, удвоений некоторых звуков, тесного или широкого расположения звуков аккорда, от консонирующих или диссонирующих интервалов, входящих в данный аккорд. Это свойство называется фонизмом.
Смотри статью Ю.Н.Холопова из "Музыкальной энциклопедии"
1. Построить все известные септаккорды вверх от звука а1.
2. Определите мажорные и минорные тональности, которым принадлежит доминантсептаккорд и его обращения и разрешите их. Обратите внимание, что один и тот же доминантсептаккорд, а также его обращения можно разрешить в две тональности - мажор и одноименный минор
а)
б)
3. Построить от звука e1 вверх и e2 вниз доминантсептаккорд и его обращения (все аккорды должны быть от одного звука «ми»), определить тональности и обязательно разрешить в эти тональности.
4. В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию и разрешите его. Если аккорд написан на 2х строчках, то запишите все звуки аккорда по порядку, начиная с нижнего (это можно сделать в скрипичном ключе). Тональность известна, поэтому определить аккорд не трудно. Лишний для указанной тональности знак - это альтерация. Она обозначается не ступенью тональности, а тоном аккорда - прима, терция и т.д. (см. начало темы). Разрешать альтерированные тоны мы умеем
а) G-dur, g-moll
б) Es-dur (на верхней строчке скрипичный ключ, на нижней - басовый)
1. В тональности fis-moll (гармонический вид) постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.
Образец выполнения:
2. В тональности As-dur постройте вводный септаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.
3. В тональности H-dur (гармонический вид) постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.
4. В тональности cis-moll постройте субдоминантсептаккорд и его обращения. Разрешать в тонику двумя способами.
5. В заданных тональностях определите аккорд, укажите альтерацию и разрешите его
а) ключ скрипичный
б) Des-dur, f-moll и cis-moll, fis-moll (на верхней строчке скрипичный ключ, на нижней - басовый)
Вы можете отправить сообщение прямо с сайта, указав своё имя и адрес электронной почты.