Комбинация малой и большой терции позволяет получить четыре трезвучия: мажорное (б.3 + м.3), минорное (м.3 + б.3), уменьшенное (м.3 + м.3) и увеличенное (б.3 + б.3). Любое трезвучие имеет два обращения.
Строение секстаккордов
Б.6 |
м.3 |
ч.4 |
М.6 |
б.3 |
ч.4 |
Ум.6 |
м.3 |
ув.4 |
Ув.6 |
б.3 |
ум.4 |
Строение квартсекстаккордов
Б.64 |
ч.4 |
б.3 |
М.64 |
ч.4 |
м.3 |
Ум.64 |
ув.4 |
м.3 |
Ув.64 |
ум.4 |
б.3 |
Трезвучия, построенные на ступенях мажора и минора, становятся носителями ладовых функций. Трезвучия, построенные на главных ступенях (I, IV и V), называются главными – это тоника, субдоминанта и доминанта. В натуральном мажоре они мажорные. В натуральном миноре они минорные. Все остальные трезвучия называются побочными. В натуральном мажоре трезвучия II, III и VI ступеней - минорные, на VII ступени трезвучие уменьшенное. В натуральном миноре, наоборот, побочные трезвучия мажорные, кроме уменьшенного на II ступени.
Полная функциональная система мажора и минора
В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени субдоминантовое трезвучие становится минорным, трезвучие VI ступени увеличенным, а II ступени уменьшенным.
В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени доминантовое трезвучие становится мажорным, трезвучие III ступени увеличенным, а VII ступени уменьшенным.
1. Построить все трезвучия, принимая звук f1 за основной тон, терцовый и квинтовый.
2. Построить от звука e1 вверх и e2 вниз все секстаккорды.
3. Построить от звука d1 вверх и d2 вниз все квартсекстаккорды.
4. Определите, в каких тональностях натурального и гармонического мажора и минора, данные трезвучия будут главными:
5. Определите, в каких тональностях натурального и гармонического мажора и минора, данные трезвучия будут главными, а в каких – побочными:
1. Напишите полный функциональный оборот в тональностях E-dur, f-moll, меняя мелодическое положение первого аккорда (прима, терцовый тон, квинтовый).
Образец для д/з:
2. Определите мажорные и минорные тональности, которым принадлежат данные трезвучия и разрешите их
3. Определите мажорные и минорные тональности, которым принадлежат данные трезвучия и разрешите их (увеличенное трезвучие появляется в гармоническом мажоре на VI ступени и гармоническом миноре на III ступени)
4. Определите аккорды в данных фрагментах из произведений (поставьте 8 тактов и напишите обозначения аккордов в тактах - примеры переписывать не надо)
5. В тональностях Ля мажор и соль минор (гармонический) написать главные трезвучия в тесном и широком расположении
Вы можете отправить сообщение прямо с сайта, указав своё имя и адрес электронной почты.