Группа струнных смычковых инструментов

 

 

 

 

 

 

 

 


       Смычковая группа является основой симфонического оркестра. Она самая многочисленная (в малом оркестре 24 исполнителя, в большом – до 70 человек). Включает инструменты четырёх семейств, разделённых на 5 партий. Приём divisi (разделение) позволяет образовать любое количество партий. Обладает огромным диапазоном от до контроктавы до соль четвертой октавы. Обладает исключительными техническими и выразительными возможностями.

          Ценнейшее качество смычковых инструментов – тембровая однородность в массе. Это объясняется одинаковым устройством всех смычковых, а также сходными принципами звукоизвлечения.

     Богатство выразительных возможностей струнных связано с различными приёмами ведения смычка по струнам – штрихами. Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука и фразировку. Извлечение звука смычком – arco. Штрихи можно разделить на три группы. 

 Первая группа: ровные, плавные движения без отрыва от струн. Detache – каждый звук играется отдельным движение смычка.

       Тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания. Этот приём впервые использовал Клаудио Монтеверди в опере «Битва Танкреда и Клоринды». Legato – слитное исполнение нескольких звуков на одно движение смычка, создающее эффект слитности, певучести, широты дыхания. Portamento – звук извлекается легким толканием смычка.

       Вторая группа штрихов: толкающие движения смычка, но без отрыва от струн. Non legato, martele – каждый звук извлекается отдельным, энергичным движением смычка. Staccato – несколько коротких отрывистых звуков на одно движение смычка.

    Третья группа штрихов – прыгающие штрихи. Spiccato – подпрыгивающие движения смычка на каждый звук.

       Staccato volant – летучее стоккато, исполнение нескольких звуков на одно движение смычка.

          Для того, чтобы заметно изменить тембр струнных инструментов используют также специфические приемы игры.

Прием col legno - удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук. Из-за крайней характерности этот прием применяется редко, в особых случаях. Впервые его ввел Берлиоз в V части «Фантастической симфонии» - «Сон в ночь шабаша». Шостакович воспользовался им в «эпизоде нашествия» из Седьмой симфонии. 

Звук струнных инструментов становится совершенно неузнаваемым при игре щипком – pizzicato. Струнные pizzicato звучат сухо и отрывисто – Делиб «Рizzicato» из балета «Сильвия», Чайковский Четвертая симфония, скерцо.

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной (con sordino) — резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой, которая одевается на струны у подставки. Сурдина меняет и тембр инструментов, делает его матовым и тёплым, как в части «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Грига. Интересный пример также «Полет шмеля» из III действия оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова – звук скрипок с сурдинами создает полную иллюзию жужжания.

Яркий колористический прием игры на струнных инструментах – флажолеты. Флажолеты обладают совершенно особенным тембром, в них нет полноты и эмоциональности. В forte флажолеты подобны искрам, в piano звучат фантастично, таинственно. Свистящий звук флажолетов напоминает самые высокие звуки флейты. 

Во второй половине XX века поиски обостренной выразительности привели к тому, что на струнных инструментах стали извлекать звуки, которые раньше сочли бы нехудожественными. Например, игра у подставки sul ponticello создает звучность жесткую, свистящую, холодную. Игра над грифом sul tasto – звучность ослабленную и тусклую. Применяется также игра за подставкой, на подгрифке, постукивание пальцами по корпусу инструмента. Все эти приемы впервые использовал К.Пендерецкий в сочинении для 52 струнных инструментов «Плач по жертвам Хиросимы» (1960 год). 

На всех струнных инструментах можно брать одновременно двойные ноты, а также трёх и четырех звучные аккорды, которые играются форшлагом или арпеджато. Такие сочетания легче исполнять при пустых струнах и используются они, как правило, в сольных произведениях.



           Прародителями смычковых инструментов были арабский ребаб, персидская кеманча, которые в VIII веке попали в Европу. Бродячие музыканты в средневековой Европе аккомпанировали себе на фиделе и ребеке.  В эпоху Возрождения широко распространились виолы, имевшие тихий, приглушённый звук. Семейство виол было многочисленным: виола da braccio, виола da gamba, виола d amore, басовая, контрабасовая виола, виола бастарда – с основными и резонаторными струнами. Виолы имели 6 – 7 струн, которые настраивались по квартам и терциям. 



 

          Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI века. Предполагают, что скрипки произошли от лиры da braccio. Искусство их изготовления распространилось по всей Европе, но особенно этим прославилась Италия.  Родоначальником Кремонской школы был Андреа Амати, его последователи – Николо Амати (внук Андреа Амати), Андреа Гварнери, его сыновья и племянник Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари. Их инструменты отличаются прекрасной формой, превосходным материалом, исключительным тембром. Как пишет французский ученый Клод Марли «…для верхней деки скрипки нужна резонансная ель, которая росла в горах Швейцарии, для нижней деки и обечаек – клен, который чаще всего селился на равнинах Европы, для грифа – черное дерево, для смычка – «пчелиное дерево» или фернамбук... Дерево должно быть распилено не в длину, а по направлению от коры к середине…и только центральная часть ствола может считаться пригодной». Основателями Брешианской школы в Ломбардии были Гаспаро Берталотти (Гаспаро да Сало) и Паоло Маджини (создатель первых контрабасов). 

     Прекрасные смычковые инструменты на рубеже XVIII и XIX веков изготовлял русский мастер Иван Батов – крепостной графа Шереметьева. Большую ценность представляют инструменты мастеров XX века – Лемана, Витачека, Подгорного.

 

Домашнее задание:

 1.  В этом  фильме интересная информация о Страдивари и его инструментах.  Посмотрите!


 

2. Посмотрите фрагменты художественного фильма "Визит к минотавру" (1987 год) про Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джезеппе Гварнери

http://www.youtube.com/watch?v=UmfSoDBasfU

3. Какие приемы игры использованы в этих фрагментах оркестровых сочинений: