Понятие  метра. Такт. Затакт. Размер

        

       Метр  (греч. metron – мера, размер) – это равномерно пульсирующие удары (доли), которые в процессе пульсации различаются на тяжелые и легкие. Тяжелая доля образует метрический акцент. Метр, при котором тяжелые доли появляются равномерно, периодично, называется строгим или регулярным. Такой метр обладает мощным организующим началом, поэтому характерен для танцев, маршей, массовых песен. Регулярная метрика составляет основу европейской музыки XVIIXIX веков. Появление метрических акцентов через разные промежутки времени образует свободную метрику. Она отличается непредсказуемостью и остротой. Встречается в некоторых жанрах русской народной песни (плачи, былины, протяжные песни), а также составляет основу музыки XX века.


      На разных стадиях музыкальной истории человечества роль организующего начала могло выполнять дыхание человека, набор определенных танцевальных движений - па, чередование долгих и коротких слогов в словах, повторение ритмических формул и т.д.  Лишь в  XVII веке, когда музыка освобождается от связи со словом и танцем и становится самостоятельным искусством, возникает чисто музыкальный метр в виде равномерных ударов, различных по силе (тяжести). Такой вид метра получил название акцентного метра.

          Тяжелые доли в нотном тексте отмечаются тактовой чертой. Музыкальное время от одной тактовой черты до другой называется тактом. Мелодия может начинаться  со слабой доли, образуя затакт. Затакт подчеркивает последующую сильную долю.

          Для определения масштабов такта существует понятие размера: верхняя цифра указывает количество долей, нижняя – величину доли.

      Размеры, в которых имеется только один метрический акцент, называются простыми – это все двухдольные (2/1,2/2, 2/4, 2/8, 2/16) и трехдольные (3/1,3/2, 3/4, 3/8, 3/16). Двухдольный метр связан с движением шага, с четким, размеренным движением. Трехдольный размер связан с большей плавностью, закругленностью движений.

      Размеры, образованные объединением одинаковых простых тактов в один сложный такт,  называются сложными однородными (4/2, 4/4, 6/2, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 9/16, 12/8, 12/16 и т.д.). Размеры, образованные объединением разных простых тактов в один сложный такт,  называются сложными неоднородными или смешанными (5/2, 5/4, 5/8, 7/4, 7/8 и т.д.). Сложные размеры создают предпосылки для широкого дыхания мелодии, в быстром темпе способствуют текучести и непрерывности движения.

          Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Композиторы используют переменный размер либо для обострения ритмической динамики при помощи нерегулярных акцентов, либо для создания эффекта свободного мелодического развертывания.Например, в теме из первой части Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича:


         Одновременное сочетание в разных пластах музыкальной ткани разных размеров называется полиметрией. Глинка опера «Иван Сусанин IV действие: