Спектральная музыка

Ноты  пьесы Брайена Фернехоу "Time and Motion Study  (Время и Движение)"

Спектра́льная му́зыка, спектрализм (фр. Musique spectrale) — вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ на компьютере, композитор может использовать программное обеспечение, использующее дискретное преобразование Фурье, быстрое преобразование Фурье и спектрограммы. Спектральная композиция рождается из манипуляций с различными параметрами, полученными в результате такого анализа.

Такой спектральный подход к музыкальной композиции зародился во Франции в начале 1970-х годов и позднее структурно оформился в недрах парижского IRCAM силами таких композиторов, как Жерар Гризе и Тристан Мюрай. Мюрай считал, что спектральная музыка скорее принадлежит особой эстетической сфере, нежели является неким стилем, представляя собой не столько особый набор каких-то техник, сколько эстетическую установку: «в конечном счёте, музыка есть звук, разворачивающийся во времени».

 

https://syg.ma/@yuri-vinogradov/muzyka-chto-starshie-samoi-muzyki

По словам Жерара Гризе, «спектральная музыка — это не система, наподобие сериальной или даже тональной музыки. Скорее, это отношение. Отношение к звукам не как к мертвым объектам, которые ты можешь комбинировать, как заблагорассудится, но как к живым существам, которые рождаются, живут и умирают». Композиторы-спектралисты рассматривают отдельный звук не как нечто элементарное, но как сложный комплекс. Они препарируют тембр с помощью методов акустики: изучают частотный спектр, динамические характеристики конкретного звука и т.д., и на основе этих исследований сочиняют музыку. Спектралисты крайне внимательны к соотношению интервалов в рамках различных строев, к способам построения звуков для композиции из обертонов одного или нескольких базовых тонов. Так называемый «инструментальный синтез» при спектральном подходе (т.е. выстраивание звучания всего оркестра или группы инструментов, выбор способов звукоизвлечения, аранжировка) осуществляется на основе предварительно построенной модели желаемого звучания или с помощью анализа базовых звуков. Для построения этой модели используются вычислительные средства, анализ спектра звука, преобразование Фурье, позволяющее с большой точностью представить большую часть звуков, имеющих высоту, как совокупность гармонических колебаний с разными частотами, и т.д. На основе полученной модели композитор с помощью синтезаторов или, что чаще, обыкновенных оркестровых инструментов создает произведение. Интрига обычно состоит в том, что окончательное звучание отличается от модели в спектральном плане — оно более непредсказуемо и богато, так как реальные инструменты не способны играть чистые звуки и всегда обладают, кроме основного тона, шлейфом обертонов и призвуков.

Спектрализм как подход к сочинению музыки стал отчасти возможен благодаря техническому прогрессу и развитию вычислительных средств; много спектральной музыки было создано в лабораториях IRCAM (Института исследования и координации акустики и музыки), французского учреждения, созданного Пьером Булезом.

 

https://www.liveinternet.ru/users/4617174/post299167830/

 Жерар Гризе родился в Бельфоре, начал заниматься музыкой в консерватории немецкого города Троссингена, после чего перешел в Парижскую консерваторию, где получил традиционное музыкальное образование.

В середине 1970-х гг. Гризе вместе со своими молодыми коллегами — композиторами Тристаном Мюраем, Михаэлем Левинасом, Югом Дюфуром — основывает группу «L'Itinеraire», положившую начало так называемой спектральной школе композиции. С помощью компьютера исследовался спектральный состав отдельных звуков, и полученный результат клался в основу композиции. Позже станет очевидной связь «спектралистов» и с рационалистической французской традицией времен Рамо, и с импрессионизмом Дебюсси, некогда провозгласившим ценность каждого отдельного звука, и с его современниками-живописцами, исследовавшими природу цвета.

Немногим более двадцати сочинений в разных жанрах — от сольных пьес до музыки для большого оркестра — останутся, несмотря на свою немногочисленность, одним из наиболее ярких маяков на музыкальном горизонте ХХ века.

https://youtu.be/zYaO0NDdFXs видео фрагмента Мессы

 

https://stringfixer.com/ru/Spectralism

Спектральная музыка использует акустические свойства звука - или звуковые спектры - в качестве основы для композиции. На техническом языке спектральная музыка - это акустическая музыкальная практика, в которой композиционные решения часто основываются на сонографических представлениях и математическом анализе звуковых спектров или на математически сгенерированных спектрах. Спектральный подход фокусируется на манипулировании спектральными характеристиками, их соединении и преобразовании. В этой формулировке компьютерный анализ звука и представления звуковых сигналов рассматриваются как аналог тембрального представления звука.

Спектральный подход (акустическая композиция) зародился во Франции в начале 1970-х годов, и методы были разработаны, а затем усовершенствованы, в первую очередь в IRCAM  Париж, с Ensemble l'Itinéraire , такими композиторами, как Жерар Гризи и Тристан Мюрай . Хьюгу Дюфуру обычно приписывают введение термина musique spectrale (спектральная музыка) в статье, опубликованной в 1979 году. Мюрай описал спектральную музыку как эстетику, а не стиль, не столько набор техник, сколько отношение; как выразился Джошуа Файнберг , признание того, что «музыка в конечном итоге развивается во времени». Джулиан Андерсон указывает, что ряд крупных композиторов, связанных со спектрализмом, считают этот термин неуместным, вводящим в заблуждение и редуктивным.  Стамбульская конференция спектральной музыки 2003 г. предложила новое определение термина «спектральная музыка», чтобы охватить любую музыку, в которой тембр является важным элементом структуры или языка. 

Происхождение и история

Хотя обычно считается, что спектрализм как историческое движение зародился во Франции и Германии в 1970-х годах, предшественники философии и техники спектрализма, превыше всего ставившего природу и свойства звука как организующий принцип музыки, восходят к по крайней мере, до начала двадцатого века. К протоспектральным композиторам относятся Клод Дебюсси, Эдгар Варез , Джачинто Счелси , Оливье Мессиан , Дьёрдь Лигети , Яннис Ксенакис , Ламонте Янг и Карлхайнц Штокхаузен. Среди других композиторов, предвосхищавших спектральные идеи в своих теоретических трудах, были Гарри Партч , Генри Коуэлл и Пол Хиндемит. Также критически важным для истоков спектрализма было развитие методов анализа и синтеза звука в компьютерной музыке и акустике в этот период, особенно вокруг IRCAM во Франции и Дармштадта в Германии.

Джулиан Андерсон считает «Путешествие на золотой экран для камерного оркестра» (1968) датского композитора Пера Норгарда первым «по-настоящему инструментальным произведением спектральной композиции». Спектрализм как узнаваемое и объединенное движение, однако, возник в начале 1970-х годов, отчасти как реакция на эстетику сериализма и постсериализма, которая преобладала в то время, и была альтернативой ей. Ранние спектральные композиторы были сосредоточены в городах Париже и Кельне и были связаны с композиторами Ensemble l'Itinéraire и Feedback Group, соответственно. В Париже Жерар Гризи и Тристан Мюрей были самыми выдающимися пионерами спектральной техники; «Espaces Acoustiques» Гризи и «Гондвана» Мурая были двумя влиятельными произведениями этого периода. В их ранних работах особое внимание уделялось использованию обертонов, методам спектрального анализа, кольцевой и частотной модуляции, а также медленно разворачивающимся процессам создания музыки, в которой уделялось новое внимание тембру и текстуре. 

Немецкая группа обратной связи, в которую входили Йоханнес Фрич , Месиас Майгуашка , Петер Этвеш , Клод Вивье и Кларенс Барлоу , в основном была связана со студентами и учениками Карлхайнца Штокхаузена и примерно в то же время начала внедрять спектральные техники. В их работах, как правило, больше внимания уделялось линейному и мелодичному письму в спектральном контексте, чем у их французских современников, хотя и со значительными вариациями. Другая важная группа ранних спектральных композиторов была сосредоточена в Румынии, где возникла уникальная форма спектральности, частично вдохновленная румынской народной музыкой. Эта народная традиция, собранная Белой Барток (1904–1918), с ее акустическими гаммами, заимствованными непосредственно из резонансных и естественных духовых инструментов семейства альповых , таких как buciume и tulnice , а также волынки cimpoi , вдохновила несколько спектральные композиторы, в том числе Анатола Виера , Аурел Stroe , Ştefan Niculescu , Радулеска , Янку Думитрески и Октавиан Немески . 

К концу двадцатого века методы, связанные с композиторами-спектралистами, стали применяться более широко, и первые пионеры спектрализма начали более полно интегрировать свои методы с методами других традиций. Например, в своих работах с конца 1980-х и до 1990-х годов и Гризи, и Мурай начали смещать акцент с более постепенного и регулярного процесса, который характеризовал их ранние работы, чтобы включать более внезапные драматические контрасты, а также более линейное и контрапунктовое письмо. Точно так же спектральные методы были приняты композиторами из самых разных традиций и стран, включая Великобританию (с такими композиторами, как Джулиан Андерсон и Джонатан Харви), Финляндию (такие композиторы, как Магнус Линдберг и Кайя Саариахо ) и США. Дальнейшее развитие - появление «гипер-спектральности» [необходимо уточнение] в работах Янку Думитреску и Ана-Марии Аврам.